Текущее время: 13 дек 2017, 19:44



Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Северные находки 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 13 янв 2013, 06:56
Сообщения: 4
АРИМАСПЫ — ПРЕКРАСНОКОННЫЕ
Вы спросите меня, как назывался этот народ? К сожалению, прямо и уверенно на этот вопрос не ответишь. "Отец истории", Геродот, описывая расселение, нравы и обычаи варварских племен в Причерноморье и Восточной Европе в V веке до нашей эры, опирался на впечатления собственной поездки и рассказы греческих купцов. Район Рипейских гор (Урала) был ему известен лишь понаслышке, а далее путешествовал в VII веке до нашей эры только легендарный Аристей Проконесский. Из отрывочных сведений об этих краях в передаче поздних античных историков вырисовывается, что у подножия Рипейских гор жили плешивые аргиппеи, пившие вино из дикой вишни; далее к востоку расселялись исседоны, известные особым почитанием предков и делавшие чаши из черепов своих вождей; еще дальше — аримаспы, что значит "прекрасноконные", ближе к Алтаю — то ли люди, то ли чудовища под именем "стерегущие золото грифы". Эти племена воевали между собой, причем восточные теснили своих соседей на запад, что и привело в конце концов к переселению скифов в Причерноморье.
Изображение
После многолетних раскопок на Урале и в Сибири можно предполагать, что плешивые аргиппеи — это южноуральские саки, а исседоны — расселявшиеся в долинах Тобола, Исети и Миасса — носители так называемой "гороховской" культуры и сарматы. В гороховском кургане Елесина яма К.В. Сальников нашел обломок чаши из черепа старого мужчины, какие упоминал Геродот. Таким образом, восточные соседи гороховцев — саргатцы могут быть аримаспами.
Изображение
Само слово "аримаспы" иранское, оно состоит из корней "арии" — иранские племена и "асп" — лошадь, то есть "конные люди", "обладатели послушных коней", "прекрасноконные". Сохранились строки Аристея о них: "Эти люди живут вверху (на севере — Н.П.М.) в соседстве с Бореем, многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый из них имеет один глаз на прекрасном челе; у них косматые волосы, и они самые могучие из всех мужей".
Многие исследователи в одноглазости аримаспов усматривают сказочную черту и сомневаются в их реальном существовании. Но коль реальной оказалась еще более древняя "Одиссея" Гомера, думаю, правдива и поэма "Аримаспея" Аристея Проконесского, тем более что ближайшие к грекам народы описаны в ней достоверно. Видимо, непонятная нам одноглазость связана с распространенными у аримаспов мифами, в которых фигурировали одноглазые демоны или великаны-циклопы (изображения их есть в наскальных рисунках Алтая); либо на символическом языке народов Азии это обозначало низкую культуру, необычность поведения (чему также есть примеры в этнографии).
То, что саргатцы были "друзьями коней", владельцами прекрасных табунов, не подлежит сомнению. Лошади составляли около половины стада, причем разводили несколько пород: верховых, высокорослых и тонконогих; среднерослых, полутонконогих и низкорослых рабочих лошадей. Из анализа костей, найденных на Рафайловском и Коловском городищах, поселениях Дуванское 2, Мысов-скоё 3, Ингалинка, в Тютринских, Савиновских, Красногорских, Абатских курганах, известно, что лошадей забивали в основном в молодом возрасте — на мясо. Конь был главным жертвенным животным, его убивали на похоронах и клали рядом с могилой или поверх нее, головы коней неоднократно находили в котлах, в изголовье богатых покойников, в поминальных комплексах курганов.
Изображение
В каждой могиле, будь то мужская или женская, лежит уздечка или полный набор конской сбруи, все они были всадниками. Для защиты от врагов, военных походов они образовывали легкие отряды. И в загробный мир у саргатцев мужчины уходили как воины. Хоронили их в полном воинском снаряжении: в наборном костяном панцире, нашитом на телячью кожу, с кинжалом в деревянных ножнах на правом боку и с железным мечом, подвешенным к поясу слева. У левой ноги обычно лежит и колчан со стрелами. Примерно треть женщин в могильниках тоже захоронена с оружием: кинжалом и луком со стрелами. Интересно, что в большинстве это умершие молодыми (18-25 лет). Не правда ли, вспоминается легенда об амазонках, по которой, прежде чем выйти замуж, девушка должна убить врага?
Подтверждение "косматости" аримаспов появилось при раскопках Рафайловскиго городища — скульптурка мужчины с длинными волосами, убранными сзади в косу.
Изображение
Путешественник мог попасть на юг Западной Сибири с торговыми караванами, которые ходили на Южный Урал из Прикаспия и Приаралья, а на Тобол и Иртыш — из Семиречья и Ферганы уже с конца эпохи бронзы.
Разноцветные стеклянные бусы, которые находим почти в каждом женском погребении, изготавливались в мастерских Северного Причерноморья и Передней Азии. Купцами они нанизывались в ожерелья вместе с сердоликовыми, хрустальными, агатовыми, аметистовыми подвесками, раковинами каури и так доставлялись на север. Привозили сюда металлические украшения, ткани, в том числе расшитую золотом парчу, вино, какие-то наркотические средства для воскурения при обрядах. Сами саргатцы умели изготовлять горшки только вручную, но на поселениях и могильниках встречаются обломки привозных, сделанных на гончарном круге, фляг, кувшинов, хумов, использовавшихся как тара для перевозки жидкостей и сыпучих продуктов.
Изображение
Мою догадку о том, что такое большое количество импортных вещей должно быть связано не с межплеменным обменом, а регулярной караванной торговлей, подтвердили находки костей верблюдов на Рафайловском городище. В одном раскопе 1985 года оказалось 9 особей! Наверное, это часть павших животных каравана, из-за ранних холодов оставшегося зимовать на Исети.
Изображение
А чем торговали наши древние земляки? Лошадьми, кожами, зерном и, думаю, пушниной. Хотя мехов они добывали мало, лишь для собственных нужд, но наверняка взяли в свои руки пушную торговлю у таежных племен, пользуясь многочисленностью и военной силой. Одно из доказательств этому — появление далеко на севере бус, зеркал, украшений, оружия, распространенных у саргатцев.
Есть еще одна замечательная находка, смысл которой становится ясным только теперь, в свете наших раскопок. В Курганской области в 1950 году был случайно обнаружен серебряный сосуд с хорезмийской надписью. Конечно, это не свидетельство даннических отношений зауральских племен к Хорезму, а добытый ими в походах военный трофей. Сведения о набегах северных племен имеются в античных источниках и подтверждаются открытыми при раскопках хорезмийских крепостей следами пожаров в VI-III веках до нашей эры.
Итак, сюда, на Тобол, Исеть и Туру, ходили караваны из Средней Азии, караванными дорогами через земли казахстанских и южноуральских саков (и, видимо, в союзе с ними) саргатские отряды совершали грабительские набеги на процветающие соседние государства Хорезм и Кангюй.
сперто http://www.ipdn.ru/izdanija-instituta/a ... /arimasly/


18 фев 2013, 19:21
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ 1 сообщение ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Designed by ST Software for PTF.
Русская поддержка phpBB. Установлено с помощью бесплатного плагина к Directadmin.